Строим танчики

image_bulldozer

Строим танчики
Это пост в рамках проекта “Новые города для новой нации” – все по проекту.
Ранее строили домики.

В программе ЗИТ.КОМ есть пункт
9.5. Предоставление госзаказа в области импортзамещения

Основная идея – это импортзамещение.
Например, страна закупает 1000 единиц тяжелой строительной техники по 500 тыс. долл. штука.
Итого уходит 0,5 млрд долл.
Появляется идея: выпускать эту технику самостоятельно. Трактор (а также бульдозер, экскаватоа, самоходный кран и траншеекопатель на его базе).

Можно начинать считать. Разработка – 1 млрд, исследования и лаборатории – 1 млрд, завод – 2,5 млрд, испытания и доводка – 0,5 млрд. Итого 5 млрд. Государство может выделить эту сумму, это пойдет в плюс к валютному балансу, это будет способствовать развитию, но прибыли не будет. В обозримом будущем сумму не отбить – 10 лет только на то, чтобы оборот сравнялся с инвестициями.
(Для сравнения – Авианосец «Форд»: разработка 5 млрд, строительство 9 млрд.)

В мире придумана следующая технология – разработка элементов для гражданского производства включается в цену военных разработок.

Например, у Боинга оборонный госзаказ дает половину оборота. ЕАДС (Аэробус) конкурирует с Боингом. Кстати, к вопросу – а что не спектакль? – именно конкуренция Боинга и Аэробуса – это не спектакль. Чтобы эффективно конкурировать, Аэробусу нужен такой же точно госзаказ. Да, и у Аэробуса госзаказ дает половину оборота. И везде стоимость военной техники завышена. Потому что в цену ее разработки входят элементы к гражданской технике. Конечно, еще и воруют, но не так много, поскольку конкуренция действительно есть.

До середины 20 века был период, когда можно было малыми силами запустить большой промышленный проект. Тех же авиастроительных фирм были сотни. Но уже во время войны все это многообразие начало сворачиваться. Боинг существовал и до войны. Но как серьезная компания он начался с госзаказа – Боинг построил порядка 50000 военный самолетов. Конкурировать с такой фирмой не смогли бы даже целые государства. Ни Германия, ни Англия, ни СССР не смогли создать стратегической бомбардировочной авиации. Бомбардировщики – да, строили, но чтобы они были стратегически эффективными, летать нужно было тысячами.

А потом, после войны, Боинг начал с большими трудностями строить гражданские самолеты. На базе тех самых бомбардировщиков.

Первые выводы. Теории «государство – ночной сторож» и «невидимая рука рынка» идут в утиль. Тиражную технику заказывает государство, а не «невидимая рука рынка». И сторожить ситуацию государство вынуждено не только в крайних ситуациях, но постоянно. Фирмам, чтобы быть конкурентоспособными на рынках техники, помощь нужна постоянно.
Итак, построить трактор? Чтобы построить трактор, нужно построить танк.

Последний танк, построенный в мире – это французский «Леклерк». Всего построили 750 штук. Из них 400 продали Эмиратам. При цене в 27 млн долл. за штуку в 2008 году это какое-то чудо.
Есть правило – чем выше тираж, тем ниже стоимость единицы. 1000 единиц – это мало.
Леопардов 2 было сделано порядка 3000, и их цена 6 млн. долл.

Делаем. Расходы увеличиваются. Разработка – 2 млрд, исследования и лаборатории – 2 млрд, завод – 3 млрд, испытания и доводка – 1 млрд. Итого 8 млрд.
На базе танка делаются различные военные машины, и всего их закупается, например, 1000 штук в год, из них 400 танков. Это немного. Цена будет 3 млн. Это тоже немного. Вычет 1 млн на работу. Итого 3 млрд в год. Четыре года госзакупок – 12 млрд. За это время отбивается сумма в 8 млрд начальных вложений.

Да, 12 млрд это больше чем 5 млрд.

Плюс – государство получает танк.
Плюс – разработка исключается из цены, и трактор становится сильно дешевле, тракторов можно сделать в разы больше, трактор снова становится дешевле, и трактор становится конкурентоспособным – его можно продавать по цене комплектующих и сборки.
Плюс – танки тоже можно попытаться продать. Выгодно даже по себестоимости.
Плюс – в перспективе производство тракторов можно выделить в отдельную фирму и приватизировать. И еще можно приватизировать созданные в процессе строительства вспомогательные подразделения, проходящие по пункту «исследования и лаборатории».

Выходит так, что вероятность отбить 12 млрд выше, чем отбить 5 млрд. И еще – основная масса потраченных денег – внутренние, а получить можно валюту. Внутренние деньги под такое дело можно и напечатать. Австрийская школа и Священный Экономикс разрешают, поскольку ожидается мультипликационный эффект.
Да, конечно, в некотором роде это явное мошенничество и неявный протекционизм. Но так делают все, а конкурировать с ними со всеми как-то нужно.

Таким образом включается промышленный мультипликатор. А чтобы мультипликатор умножал экономику дальше, нужно начинать делать по этой же схеме маленький трактор, колесный трактор и т.д.
Естественно, это задача не для частного бизнеса. Это задача национальная. И получается система: «одна страна есть один завод на мировом рынке». А сами заводы становятся огромными.

В современном мире концепция «Государство – это менеджер» не проходит. Только «Государство – это мы».
Поэтому в Программу ЗИТ.КОМ включен пункт о госзаказе. Потому что без госзаказа работать в современном мире невозможно. Есть, конечно, сумасшедшие гении, но они не в счет.

Есть легенда, что малый бизнес возникает сам по себе. На самом деле малый бизнес возникает как субподрядчик крупного при выполнении госзаказа. А совсем мелкий, вроде кафешек, возникает там, где есть деньги. То есть снова там, где выполняется крупный госзаказ.

Кстати, по причине невозможности разместить большой госзаказ небольшие страны, даже Украина, не могут развернуть конкурентоспособное производство (можно посмотреть на примере танка «Оплот»). И это же одна из главных причин объединения Европы.

Advertisements
This entry was posted in Новые города для новой нации. Bookmark the permalink.

39 Responses to Строим танчики

  1. Желательно проверить, но примерно так:
    Владелец SpaceX Илон Маск, безусловно, большой энтузиаст, но вот назвать его бессеребреником язык не поворачивается. Сразу скажу, что я не углублялся в его бухгалтерию, но в общих чертах цифирь примерно следующая. 100 миллионов долларов он выложил из своего кармана. Примерно столько же получил от венчурных фондов. Порядка 1,5-2 миллиардов получены от НАСА в рамках нескольких контрактов. Значительная часть этой суммы — аванс за будущие пуски. А общие поступления от контрактов на доставку грузов к орбите (преимущественно, также авансовых) достигают 5 миллиардов. Такой краудфандинг 80-го уровня. Сейчас SpaceX строит собственный космодром в Техасе, и вновь власти (на этот раз — местные) не остаются финансово безучастными.
    Еще раз: американское государство не просто субсидирует SpaceX на сумму, которой всей российской космонавтике хватило бы на полгода безбедного существования, но и, тем самым, выступает сверхнадёжным поручителем компании. А без этого Маск до сих пор бы собирал на коленке продвинутые аэропланы и запускал бы их вместе с соседскими ребятишками.

  2. Стоимость современного завода подбирается к отметке 5 млрд$ и выше.
    Это просто не укладывалось у меня в голове — как же так, вкладывать миллиарды, и едва–едва их отбивать? Оказалось, все просто — по всему миру микроэлектроника жесточайше дотируемая отрасль — заводы постоянно выклянчивают освобождение от налогов, льготные кредиты и демпингуют (в Китае пошли ещё дальше — SMIC заводы строит за государственный счёт, и потом ими «управляет» — это у них называется Reverse Build-Operate-Transfer). После появления каждой новой технологии (45нм, 32нм…) — первые заводы-монополисты обладающие ей и рубят основную прибыль, а те, кто приходят на 2-5-10 лет позже старта — вынуждены работать практически по себестоимости. В результате денег тут заработать крайне сложно (без монополии и без дотаций).
    http://habrahabr.ru/post/155371/

  3. Российская оборонная промышленность оказалась между двух огней. С одной стороны на нее давит экономия государственного бюджета. С другой – санкции США и Евросоюза и запрет на поставку в Россию комплектующих и материалов для военных нужд. Против нее сыграли и новые ставки по кредитам в банках. Крупнейший в мире производитель танков – нижнетагильский Уралвагонзавод не стал исключением. В благополучные годы до половины выручки он мог извлекать из производства железнодорожных вагонов и городского транспорта, но сейчас эти источники перекрыл кризис. О том, как будет выживать один из крупнейших российских промышленных холдингов, в интервью РБК рассказал его генеральный директор Олег Сиенко.

    Подробнее на РБК:
    http://daily.rbc.ru/interview/business/19/01/2015/54bb92799a79478224c760e2#xtor=AL-%5Binternal_traffic%5D–%5Btop.rbc.ru%5D-%5Blenta_body%5D-%5Bnews%5D

  4. Концерн EADS требует от немецкого правительства немедленной финансовой поддержки. Берлин готов помочь только в обмен на дополнительные гарантии преимущественного использования немецких технологических площадок
    Пытаясь добиться от Германии причитающиеся Airbus 600 млн евро, руководитель производственного подразделения компании Гюнтер Бучек обратил внимание немецкого правительства на то, что в процессе разработки A350 XWB на территории Германии уже было создано 4 тыс. рабочих мест, и в текущем году будет создана еще тысяча.
    Поддержки в 600 млн евро от немецких властей добивается Airbus, производящая магистральные пассажирские самолеты. «Я уверен, что переговоры принесут плоды уже в ближайшие недели. Мы не только выполнили, мы перевыполнили свои обязательства. Финансирование, о котором идет речь, это не субсидия, это кредит, который будет выплачен в срок до последнего цента», — заявил агентству Dow Jones глава производственного подразделения Airbus Гюнтер Бучек.
    Финансирование, о котором идет речь, — это часть экономической поддержки Airbus правительством Германии, обещанной еще несколько лет назад в рамках развития проекта нового среднемагистрального самолета A350 XWB.

  5. В результате такие предприятия как “Алстом” получив по наследству технологии, ноу-хау, долю на рынке, продолжают жить и смердеть, но они совершенно неэффективны. 56% Французской “экономики” это “государственный сектор и госзаказы”. Такого нет нигде.
    http://avvakoum.livejournal.com/1408462.html

    • Anonymous says:

      Министр промышленности и торговли Денис Мантуров:
      Российской промышленности присуща инерция государственного участия, в то же время традиционно государство у нас было “модератором инноваций”. Если мы нацелены на развитие в сфере новых технологических процессов, без государственного сектора просто не обойтись.Государственный сектор на сегодня производит около половины ВВП страны, обеспечивая ежегодно свыше 200 миллиардов рублей бюджетных поступлений только по дивидендам от акций госкомпаний. Напомню, что и среди стран Запада встречаются экономики с большой долей государственного участия, самый яркий пример – Норвегия, где госкомпании составляют 65% от совокупной капитализации всех компаний. Это намного больше, чем в России. Так что немедленная приватизация не повысит эффективность предприятий, по крайней мере, в промышленности.
      https://rg.ru/2017/02/26/manturov-rost-nesyrevogo-eksporta-vazhnejshee-napravlenie-razvitiia.html

  6. Для борьбы с российским конкурентом, жалуется «Яндекс», Google использует три инструмента. Все они — по сути контракты, которые производители телефонов подписывают с американской компанией. Первый называется соглашением о борьбе с фрагментацией (Anti-fragmentation agreement). Этот документ, подписанный игроками калибра Samsung или HTC, входящими в Открытый альянс производителей мобильных устройств, запрещает им производить телефоны с «неканоническими» версиями Android. Такие есть, например, у «Яндекса» (Yandex.Kit) и у китайской компании Alibaba. В сентябре 2014 года HTC не смогла выпустить смартфон с операционной системой Alibaba, и создателю Android Энди Рубину, отошедшему от управления своим детищем, пришлось оправдываться.
    Подробнее на РБК:
    http://daily.rbc.ru/ins/business/30/03/2015/5517f3439a7947d72378d826

  7. Anonymous says:

    Первый экземпляр исполинского самосвала ETF Mining Truck находится в завершающей стадии строительства в Германии. Уже через несколько недель он выйдет из ворот завода для первой клиентской проверки. Дизайн-проект карьерного самосвала и автопоезда на его основе компании ETF имеет ряд инноваций, обеспечивающих более дешевую стоимость перевозки тонны груза, на 12% увеличенную производительность, 25% экономию топлива, а соответственно снижение стоимости строительства и экологические преимущества. Шасси нового самосвала имеет полный привод, а все колеса — управляемые. Двигателей несколько. По замыслу, все основные компоненты меняются за 15 мин (двигатель, шины, оси — за 60 мин).
    http://altyn73.livejournal.com/723330.html

  8. Anonymous says:

    Теперь поговорим о том, как вышеописанная теория относится к России. Вот уже десятилетия у нас говорят о необходимости схождения с ресурсной модели экономики. Теперь подобные обсуждения доносятся разве что не из утюга. Но нет четкой постановки задачи: нельзя сказать «мы уходим от», не говоря «мы уходим туда». А на что же другое мы можем жить?

    За всю свою историю Нобелевскую премию в различных областях получил 31 выходец из России. Из этого списка 11 человек уехали в Европу и Америку. Но что важно. Кроме минеральных ресурсов Россия обладает богатством креативных возможностей ее населения. По неким причинам здесь рождаются гениальные умы. Наши эмигранты красноречиво свидетельствуют об их конкурентоспособности на мировых рынках. Способствует ли факт рождения выдающихся умов экономического развитию? Да. Взять, к примеру, Владимира Зворыкина — создателя телевидения. Нынешняя стоимость его изобретения равна 20 ВВП современной Российской Федерации.
    http://lenta.ru/articles/2015/04/24/auzanculture/

  9. А400М являются крупнейшими винтовыми самолетами в мире. Их промышленное производство началось в 2011 году. Проект был основан в 2003 году, семь стран (Германия, Франция, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург) обязались приобрести 180 единиц. 27 самолетов должна была выкупить Испания. Первые транспортники должны были быть переданы правительству страны в начале 2016 года и заменить американские тактические транспортники Hércules C-130, которые стоят на вооружении с 1973 года.

  10. Anonymous says:

    На российскую систему управления карьерными самосвалами и экскаваторами переходят в Королевском управлении фосфатов Марокко. Помимо реализации африканских контрактов, в планах производителя системы компании «Вист Майнинг Технолоджи» — поставка беспилотных карьерных самосвалов для угольной компании СУЭК, а также тендеры в ЮАР, Чили.
    http://news.rambler.ru/scitech/28536310/

  11. Anonymous says:

    Таки да, к 1980 г. объем коммерческих НИОКР в США обогнал государственные, но первые 30 лет своей истории Силиконовая долина фактически висела на государственной сиське. Это не считая колоссальных налоговых льгот, которые государство предоставило технологическим центрам. Сейчас известный ястреб Маккейн призывает Пентагон наращивать госфинансирование хайтека, потому что Америка, по его мнению, утрачивает лидирующие позиции в военных технологиях. Его статья так и называется How to Get Silicon Valley to Help the Pentagon – Как сделать Силиконовую долину помощником Пентагона. Сетует Маккейн и на некоторую неэффективность государства – мол, в период 2001-2011 гг. Пентагон потратил $47 млрд. на десяток впоследствии аннулированных НИОКР. Боюсь представить себе общий объем средств, закачанных военными в высокотехнологический сектор экономики.
    http://kungurov.livejournal.com/119186.html

  12. Anonymous says:

    Ну и общие данные по эффективности финского хозяйства: http://www.valio.ru/about/premises/

    Завод с производством 63 тысяч тонн сыров в год (!) – 172 человека.
    50 миллионов литров ягодных киселей и напитков в год – завод с штатом в 65 человек (!)
    завод с выпуском до 17 млн килограммов ягодных джемов и т.п. херни – 100 человек
    завод с выпуском 48 тысяч тонн в год иогуртов, творожков и т.п. херни – 170 человек

    А в Рашке третий десяток лет бегают толпами безумные “сапожники” и прочие кагебисты, которые визжат, что если не завозить в страну миллионы копеечных кишлачных рабов, то у нее де “рухнет экономика”.
    http://hasid.livejournal.com/1692428.html?thread=32520972#t32520972

  13. Anonymous says:

    Армата или танк Путина

  14. rhizome says:

    Анализ мировой торговли танками с 2007 по 2014 год и прогноз до 2018 года (ЦАМТО)
    http://aftershock.su/?q=node/335849

  15. rhizome says:

    УЖЕ !

    Корпорация УВЗ занимает около 60% мирового танкового производства

    Подробнее на РБК:
    http://www.rbc.ru/interview/business/19/01/2015/54bb92799a79478224c760e2

  16. Просто Мария says:

    Танкостроение тухлая тема – их производят итак в основном в рф ,а если делать ,то в худшем случае будет как с украинским Оплотом ,в лучшем израильская Меркава ,которая нигде кроме как у евреев и не прижилась.

  17. Pingback: Искусственность и натуральность | zitcom

  18. rhizome says:

    А ракеты? Ведь тоже высокотехнологичное производство
    http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/12/01/619005-kosmonavtike-svoboda

    • Anonymous says:

      При словах «космический бизнес» в голову первым приходит Илон Маск со своими планами колонизировать Марс, но пилотируемые полеты и другие планеты вовсе не главный источник доходов в космосе. 62% всей космической индустрии (по данным доклада, опубликованного в сентябре прошлого года) – это спутники: в 2015 году на них во всем мире потратили $208 млрд.
      https://republic.ru/posts/81767

  19. «SpaceX смогла пройти так далеко лишь благодаря невероятным достижениям НАСА и тому, что НАСА стало якорным инвестором запусков, делилось экспертными советами и было наставником на протяжении всего процесса разработки», — говорилось в пресс-релизе компании Маска, посвященном первому запуску Dragon.
    http://www.rbc.ru/technology_and_media/22/12/2015/567966569a7947f4de862d11

  20. rhizome says:

    По поводу танков “Оплот”
    http://yurasumy.livejournal.com/822415.html

    • rhizome says:

      5 танков в 2015 знаменуют значительный рост по сравнению с 5-ю танками в 2014-м, но как верно показывает 3-й столбик, в 2016-м выпустят еще больше.
      И даже не спрашивайте как это работает.
      http://colonelcassad.livejournal.com/2543209.html

  21. “…В 1983 году я переехал из Италии в Финляндию, чтобы открыть там промышленную фирму. Обе страны поддерживали политику замещения импорта, аналогичную той, какой следовала Латинская Америка . Одной из причин, по которым я хотел открыть дело в Финляндии, была тарифная протекция, гарантировавшая всем национальным производителям в этой стране. Однако будучи потенциальным иностранным инвестором в финскую обрабатывающую промышленность, я нуждался в разрешении Министерства промышленности. Только после того как финское министерство проконсультировалось с моими потенциальными финскими покупателями, тремя крупными производителями краски, мне было выдано соответствующее разрешение. В нем указывалось» что моей компании запрещены виды деятельности, в которых я мог бы конкурировать с существующими финскими компаниями. Организуя фабрику в отрасли, где не было экономического давления, мне гарантировали ту же поддержку, что и промышленным фирмам, организуемым в это же время в Ирландии. Она заключалась в почти бесплатном праве собственности на здание фабрики, а также в субсидии 30 % заработной платы в первый год работы, 20 % — во второй и 10 % — в третий. Сегодня я наблюдаю, как целая армия высокооплачиваемых экономистов объясняет миру, что успех Ирландии и Финляндии был результатом магии рынка.”
    Райнерт Эрик. КАК БОГАТЫЕ СТРАНЫ СТАЛИ БОГАТЫМИ, и почему бедные страны остаются бедными

  22. rhizome says:

    Корпорация Lockheed Martin — крупнейшее в мире предприятие ВПК (по данным на 2011 и 2013 года).95 % доходов компания получает от заказов Министерства обороны США, др. агентств и департаментов правительства США, а также от зарубежных заказчиков.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin

  23. rhizome says:

    Итальянский ответ Армате?
    http://bmpd.livejournal.com/1794239.html

  24. rhizome says:

    Новый украинский танк «Тирекс»
    http://naked-science.ru/article/tech/sovershit-li-ukraina-tankovuyu

  25. Anonymous says:

    Концерн Boeing начал разработку своего ответа на Airbus A380
    http://bmpd.livejournal.com/1992965.html

    • Белая Ворона says:

      В прошлом году Boeing и Airbus продали 967 самолетов класса 737 примерно за $90 млн каждый. Возможность отвоевать даже малую долю этого рынка может принести большую экономическую выгоду, пишет TechCrunch.
      https://hightech.fm/2017/03/22/wright-electric

  26. Крот says:

    Антон БАЛАКИРЕВ. Сейчас ситуация в робототехнике напоминает ситуацию в автомобилестроении 80 лет тому назад. Тогда все автомобильные концерны, которые на слуху у нас и сегодня, начинали с военной сферы — делали двигатели для танков, рамы и броню для бронетранспортёров. Потом все эти разработки пошли в гражданскую сферу, но вначале за всё платили военные. Сейчас в роботах ситуация повторяется один в один — например, такой известный робот-пылесос iRobot, “ваш первый робот”, эдакая милая круглая плюшка, которая ездит, собирает мусор и забавно шумит, — это бывший сапёр и разведчик, а компания iRobot — крупнейший в мире производитель военных роботов.
    http://zavtra.ru/blogs/ispitanie_robotami

  27. Anonymous says:

    По оценке Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области, в 2016 году соотношение гражданской и специальной продукции на региональных предприятиях ОПК составляет 44 к 56 процентам.
    https://rg.ru/2016/12/28/reg-urfo/oboronka-vyzhivet-za-schet-grazhdanskoj-produkcii.html

    • Anonymous says:

      Путин:
      В 2016 году ожидаемый темп роста производства ОПК составит 10,1 процента, а ожидаемый темп роста производительности труда – 9,8 процента. И теперь необходимо нацелить отрасль на выпуск современной конкурентоспособной гражданской продукции для медицины, энергетики, авиации и судостроения, космоса, других высокотехнологичных отраслей. В ближайшее десятилетие ее доля должна составить не менее трети от общего объема производства в оборонно-промышленном комплексе. В 2016 году ОПК будет выпускать “гражданки” примерно на 16,1 процента, а в 2020-м планируется небольшой рост. В 2025-м – уже тридцать, к 2030-му – не менее пятидесяти процентов должно быть гражданской продукции.
      https://rg.ru/2016/12/22/reg-sibfo/v-sibiri-obemy-gosoboronzakaza-vyrosli-na-20-procentov.html

  28. Белая Ворона says:

    Рогозин:
    В оборонной промышленности… нет специалистов пока, которые бы понимали смысл маркетинга, продвижения на гражданском рынке.В современном мире воюют не продукты, а крупные корпорации. И нашим оборонно-промышленным корпорациям надо научиться грамотно себя вести на гражданском рынке
    http://www.ntv.ru/novosti/1774196/

  29. Anonymous says:

    Это напоминает процесс конверсии, только слегка развернутый наоборот.

  30. Лето Писец says:

    Европа объединяется для производства суперкомпьютеров
    https://hightech.fm/2017/03/28/alliance-for-supercomputers

  31. «Двигателем технологического прогресса сегодня считается предприниматель. Но на деле это не так. Драйвером подлинных инноваций выступает правительство».
    https://hightech.fm/2017/05/12/anti_innovation

  32. Anonymous says:

    Трамп заключил с Саудовской Аравией крупнейшую в истории США оружейную сделку
    https://rg.ru/amp/2017/05/20/tramp-podpisal-sdelku-s-saudovskoj-araviej-na-110-milliardov-dollarov.html

  33. Anonymous says:

    >На самом деле малый бизнес возникает как субподрядчик крупного при выполнении госзаказа.

    Первое время работать приходилось в режиме жесточайшей экономии. Себе Шадрин зарплату не платил, каждый месяц отдавал более 6 млн рублей долгов. При этом стабильных заказов и отлаженной технологии на новые станки не было, пока завод не получил двухлетний контракт в рамках гособоронзаказа от калужского завода «Тайфун» на изготовление твердосплавного инструмента. По этому заказу компания получает по 6 млн рублей каждый месяц. «Как правило, у европейских компаний переходный этап длится 3-4 года. Нам удалось сократить его до 6 месяцев», — радуется Шадрин.
    http://www.forbes.ru/kompanii/344005-tochnyy-instrument-kak-aspirant-iz-ryazani-stal-vladelcem-sobstvennogo-zavoda

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s